Профстандарт педагога

07.09.2016

Введение профстандартов 

В соответствии с принятым в мае 2015 г. Федеральным законом №122, начиная с 2016 года, в России для целого ряда профессий и специальностей вводятся «профессиональные стандарты». 

По своей сути - это перечень требований, определяющих квалификацию работника, необходимую для качественного выполнения возложенных на него обязанностей. Новые требования предъявляются к следующим показателям: 

  • Профессиональным знаниям. 
  • Профессиональным умениям и навыкам. 
  • Опыту работы. 

Специальностей, к которым работодатели будут обязаны применять профессиональные стандарты, должны быть указаны в законодательстве. Относительно других профессий применение профстандартов носит характер рекомендации. Введение этих нормативов уже началось с 1 июля текущего года, и на данный момент официально утверждено 250 профессиональных стандартов для 30 отраслей и направлений трудовой деятельности. Всего же по планам число стандартов планируется увеличить до 800. В соответствии с этим в Трудовой кодекс были введены новые статьи - 195.2 и 195.3, регламентирующие порядок разработки, утверждения и применения новых профессиональных нормативов. 

К числу профессий, к которым в обязательном порядке должны применяться профстандарты, относится и профессия педагога. Обязательное применение профстандартов в сфере образования предусматривается с 1 января 2017 года. Основная причина, по которой был введён профессиональный стандарт педагога, - несоответствие старых норм определения квалификации современным требованиям, предъявляемым к педагогической деятельности. Характеристики, содержащиеся в ЕКС не подвергались обновлениям и доработкам и перестали соответствовать задачам модернизации образования. Согласно Постановлению правительства №584 для перехода на новые стандарты определён период до 01.01.2020 г. К этому времени во всех учреждениях сферы образования должно произойти внедрение профстандарта педагога. К этому времени соответствие профстандарту учителя будет являться основным критерием при принятии нового сотрудника на работу в образовательную организацию. 

Читайте также: Апробация профессионального стандарта педагога 

В каждом учебном заведении должен быть осуществлён комплекс мер по переходу на новые стандарты. Введение профстандартов педагога в каждой конкретной организации должно производиться соответствующими комиссиями, состоящими из представителей администрации образовательного учреждения и представителей профессиональных сообществ. Точного, законодательно установленного плана перехода на настоящий момент не имеется. Для каждой организации он будет носить индивидуальный характер. Примерный перечень рекомендуемых мероприятий, которые должна произвести комиссия (рабочая группа) образовательного учреждения с целью введения стандарта педагога может быть следующим:

  1. Уточнение списка стандартов учителей, которые необходимы к применению в конкретном учебном заведении. Для этого требуется произвести сверку должностей сотрудников образовательной организации с наименованиями, принятыми в соответствующих стандартах. Итоги сверки необходимо будет отразить в официальном протоколе комиссии. 
  2. Проверка трудовых договоров и внутренних актов организации. В случае необходимости - внесение необходимых изменений в трудовые соглашения с педагогами. 
  3. Проведение проверки сотрудников образовательного учреждения на профессиональное соответствие нормативам профстандартов, в соответствии с занимаемой должностью. 
  4. Составление итогового отчёта по результатам проверки с передачей его руководству образовательного учреждения. 
  5. Однако следует учитывать, что на сегодня официально не прописан порядок увольнения педагога, не соответствующего профстандарту учителя. Более того, если работник в своё время был принят на работу в полном соответствии с трудовым законодательством, смог пройти аттестацию и не имеет нареканий по выполнению своих профессиональных обязанностей, то оснований для его увольнения нет, даже в том случае, если он не в полной мере соответствует введённым профстандартам. 

Требования профстандарта педагога 

Профстандарт педагога, должен будет применяться при приёме сотрудника на работу, а также при проведении аттестации соответствующими надзорными инстанциями либо самими образовательными учреждениями (в случае наличия у них таких полномочий). В соответствие с планом Министерства образования применение профстандарта педагога должно решить следующие задачи: 

  • Установить чёткие требования к квалификации педагогов различных направлений и сфер деятельности.
  • Обеспечить необходимый уровень подготовки будущих работников сферы образования. 
  • Заранее уведомить педагогов о тех требованиях, которым они должны соответствовать для выполнения своих обязанностей. 
  • Активно привлекать учителей и преподавателей к повышению общего уровня образования в государстве. 

В отличие от действующих сегодня нормативов, которые в большинстве случаев безнадёжно устарели и довольно редко применяются на практике, новый стандарт педагога должен стать официальным документом, регламентирующим целый ряд аспектов трудовой деятельности. В частности, от соответствия этому документу зависит возможность работы конкретного педагогав сфере образования. Профессиональный стандарт педагога также оказывает непосредственное влияние на карьерный рост работника. 

Таким образом, соответствие профстандартам педагога не только устанавливает требования к квалификации сотрудника, но и оказывает влияние на всю профессиональную деятельность педагога, в том числе и на её сопутствующие аспекты. В то же время стандарт педагога (планируемый к введению в 2017 г. ) не является жёстко закреплённым, «монолитным» документом. Главное его преимущество, по сравнению с действующими сейчас нормами, заключается в возможности дополнения требований в зависимости от региональных особенностей. Также профстандарты могут дополняться внутренними стандартами и дополнительными требованиями образовательных организаций, в зависимости от их специфики. Скачать профстандарт педагога можно на официальном сайте Министерства образования и науки. 

Профессиональный стандарт педагога (с 2017 г.) предъявляет требования к следующим аспектам преподавательской деятельности (перечислены наиболее значимые положения): 

  1. Образование. 

Каждый педагог должен: 

  • Иметь высшее образование. 
  • Сотрудники со средним специальным образованием должны иметь возможность получения высшего образования без отрыва от выполнения своей профессиональной деятельности. 
  • Досконально знать свой предмет и соответствующие программы обучения. 
  • Уметь планировать и проводить уроки, а также заниматься анализом их эффективности. 
  • Владеть дополнительными методами обучения, выходящими за рамки уроков, - лабораторными и иными работами. 
  • Уметь вовлечь в процесс обучения всех учеников, независимо от их индивидуальных особенностей. 
  • Владеть методиками, позволяющими объективно оценивать знания учеников. 

        2. Воспитательная работа. 

  • В рамках выполнения воспитательной работы педагог обязан: 
  • Владеть формами воспитательной работы, применяя её как во время обучения, так и во внеклассной работе.
  • Уметь организовывать экскурсии, выходы на природу, посещения музеев с максимальной эффективностью для процесса обучения. 
  • Уметь формировать ценностные ориентиры у обучающихся. Уметь строить процесс воспитания с учётом индивидуальных особенностей воспитанников - культурных, возрастных, психологических и т.п. 
  • Создавать в коллективе класса дружелюбный настрой и деловую атмосферу как во время обучения, так и за стенами образовательного учреждения. 

       3. Развитие личностных качеств педагога. 

Педагог должен:

  •  Уметь психологически «принять» любого ученика независимо от его индивидуальных качеств - успехов в обучении и особенностей поведения. 
  • Выработать в себе способность своевременно выявлять те или иные проблемы ребёнка (сложности с обучением или проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками / одногруппниками) и уметь оказывать помощь в их разрешении. 
  • Уметь читать и анализировать методическую литературу, в том числе документацию узких специалистов - логопедов, психологов и так далее. 
  • Уметь и быть готовым при необходимости общаться с коллегами и узкими специалистами в форме профессиональных консилиумов для составления программ индивидуального развития ребёнка. 
  • Владеть методиками коррекционно-развивающей работы. 
  • Быть знакомым с основами психологии семейных пар отношений, уметь правильно построить взаимоотношения с родительской общественностью.

 Все госстандарты, в том числе и стандарт образования педагога, разрабатываются профильными министерствами и ведомствами в соответствии с единым образцом, утверждённым Министерством труда в приказе №147. В соответствии с этим приказом, все профстандарты учителей должны включать в себя следующие положения: 

  • Общие сведения о профессии: наименование, описание осуществляемой сотрудником деятельности, официальная классификация. 
  • Описание функций, входящих в сферу деятельности педагога. 

Характеристику каждого из направлений педагогических деятельности с подробным описанием функций и требований к квалификации сотрудника. Также в этом разделе излагаются требования к знаниям и умениям работникам отдельных сфер образования - воспитателям, учителям, преподавателям и т.д. Профстандарты в образовании разрабатываются уже с 2013 года. За это время были созданы нормативы для следующих направлений педагогической деятельности: 

  • Воспитатель. Дошкольное образование (дети младше 7 лет). 
  • Учитель. Начальное образование (с 1 по 4 классы). 
  • Учитель. Основное образование (с 5 по 9 классы). 
  • Учитель. Среднее образование (по 11 класс). 
  • Педагог-психолог. 
  • Педагог дополнительного образования. 
  • Преподаватель профессионального образования. 

То есть на сегодня все специалисты-педагоги, осуществляющие процесс обучения на той или иной его стадии, подпадают под действие государственных нормативов - будь это стандарт воспитателя дошкольного учреждения или профстандарт педагога среднего профессионального образования. 

Читайте также: Методика самооценки соответствия педагога требованиям Профстандарта педагога (трудовая функция «Общепедагогическая функция. Обучение») 

Каждый из конкретных стандартов разбит на три пункта, в соответствии с которыми и предъявляются требования к тому или иному сотруднику: 

  1. Действия. 
  2. Умения. 
  3. Знания. 

К педагогу дошкольного образования предъявляются следующие требования: 

  • Воспитатель дошкольного учреждения должен принимать участие в создании комфортной эмоциональной среды внутри группы обучающихся, обеспечении каждому ребёнку состояния эмоционального спокойствия и благополучия. 
  • Педагог должен уметь организовывать все виды деятельности, необходимые для развития дошкольника: предметную, познавательную, игровую. Для этого воспитатель ему следует не только организовывать детей, но и обустраивать пространство и выделять время для самостоятельных свободных игр. 
  • Воспитателю нужно участвовать в физическом, творческом и личностном развитии каждого дошкольника. 

Также воспитатель обязан: 

  • Обладать навыками как планирования процесса обучения, так и применения на практике образовательных программ для детей дошкольного возраста. 
  • Уметь реализовывать в процессе работы с ребёнком рекомендации узких профессионалов - психолога, логопеда и т.п. 
  • Уметь выработать у дошкольника психологическую готовность к восприятию школьного обучения. 
  • Знать общие закономерности физического и психического развития ребёнка в дошкольном возрасте. 

Профстандарт педагога начального общего образования 

Поскольку работа педагога начальных классов имеет особую специфику, то и в профстандартах этой специальности отведена отдельная глава. Профессиональный стандарт педагога начального образования предписывает учителю иметь следующие навыки: Уметь проектировать и применять на практике образовательно-воспитательный процесс с учётом особенного психоэмоционального состояния ученика первого класса, вызванного переходом от игровой деятельности к учебной. Формировать у ребёнка «умение учиться», закрепляя универсальные навыки, необходимые ученику для освоения общеобразовательной программы. Проводить самостоятельный мониторинг результатов обучения, и в зависимости от его результатов уметь корректировать учебную деятельность с учётом особенностей психического развития учеников начальной школы. Уметь взаимодействовать с родителями ребёнка или другими педагогами с целью корректировки его учебного развития. Уметь чутко реагировать на любые, самые обычные на первый взгляд, обращения детей, и уметь определять за ними серьёзные личные проблемы. Также стандарт учителя начальных классов обязывает: Знать основные теории и методики воспитания и обучения учеников младшего школьного возраста. Знать особенности и нюансы местных культурных традиций и условий регионов, где выполняется образовательная программа. В четвёртом классе, ко времени окончания обучения в начальной школе, профессиональный стандарт педагога-учителя начальных классов также обязывает провести мероприятия по профилактике возможных трудностей с адаптацией при переходе в основную школу с её спецификой обучения и воспитания. 

Читайте также: Принятые профессиональные стандарты педагогических работников в сфере общего образования 

Профессиональный стандарт педагога общего образования Основное среднее и общее образование являются основной частью всего школьного образования. Обучаемый в данный момент переживает сложный период трансформации - подростковый возраст, когда совершается переход от детского возраста ко взрослой жизни. В этот период обучения формируются все основные морально-психологические качества человека. Поэтому данный период обучения и воспитания крайне важен с точки зрения формирования целостной, зрелой личности. Профстандарт учителя среднего и основного общего образования обязывает педагога обладать целым рядом специфических знаний и умений. Профессиональный стандарт педагога основного общего образования определяет следующий круг умений. Учитель должен быть способен: Формировать у воспитанника общечеловеческие представления о культуре, морали. Помогать формированию у подростка правильную картину окружающего мира и правильно определить своё место в нём. Правильно производить анализ эффективности различных форм обучения ребёнка с тем, чтобы определять наиболее эффективную методику. Правильно планировать образовательный процесс как для целого класса, так и для отдельной группы учеников, конкретного ученика. Организовывать предметные олимпиады, турниры, конференции и прочие подобные развивающие мероприятия. Для корректного и правильного выполнения этого, педагог общего образования должен обладать основными общими познаниями в таких дисциплинах как: Педагогика. Психология. Детская возрастная физиология. Детская гигиена. Методики преподавания. Также учитель общего образования должен в достаточной степени обладать актуальными методиками воспитательной работы, методиками обучения и быть знакомым с технологиями отдельного подхода к обучающимся с учётом психологических, возрастных, половых особенностей детей подросткового возраста. Кроме профстандартов, касающихся среднего образования, Министерством образования разработаны и иные нормативы, касающиеся других областей педагогики: Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования. Профессиональный стандарт педагога среднего профессионального образования. 

Профстандарт педагога-библиотекаря В России профстандарт педагога-библиотекаря вводится впервые, хотя во многих странах он существует уже давно. Главной особенностью этого профессионального стандарта является его соответствие культурным ценностям нашей страны. В отличие от обычного библиотекаря педагог-библиотекарь совмещает в себе две различных специальности – «библиотечное дело» и «педагогическая деятельность». Сама по себе эта профессия символизирует тенденции современного образования на межпредметную интеграцию, соединение в себе всех средств обучающей информации. Профессиональный стандарт педагога-библиотекаря подразделяет данную специальность на три группы деятельности: Педагог-библиотекарь начального образования. Педагог-библиотекарь средней школы. Педагог-библиотекарь специального образования. Профстандарт библиотекаря определяет главной трудовой функцией специалиста создание библиотеки образовательного учреждения как единого информационно-обучающего комплекса, а также формирование внутри библиотеки среды, максимально комфортной для работы учеников и получения ими необходимых знаний. Школьный библиотекарь должен прививать учащимся любовь к чтению, обучать их эффективным методам поиска и усвоения необходимой информации. Среди новых задач, поставленных перед библиотекарем-педагогом в процессе исполнения им своих профессиональных обязанностей, следует упомянуть обязанность защищать учащихся от печатной и электронной информации, которая может нанести ущерб их моральному и нравственному здоровью. Также школьный библиотекарь обязан развивать у остальных педагогов навыки пользования информационными коммуникациями, приобщать их к глобальным электронным ресурсам информации. В связи с этим педагог-библиотекарь должен: Уметь общаться с детьми с учётом их индивидуальных особенностей. Уметь строить обучающий и воспитательный процессы. Владеть методиками организаций экскурсий, походов и так далее. 

Профстандарт педагога дошкольного образования 

Профессиональная деятельность педагогов дошкольного образования с 01.01.2017 г. также будет подчиняться новым госстандартам. В профстандарте представлены требования к педагогу дошкольного образования (воспитателю), отражающие специфику его работы на дошкольном уровне образования. Главное, что подразумевает переход воспитателей дошкольных учреждений на новые стандарты, это максимально эффективное вовлечение самих детей в воспитательный процесс. Педагогам предлагается применять непосредственно в процессе обучения новые инструменты, которые позволят всесторонне развиваться ребёнку вне зависимости от его индивидуальных особенностей - умственных возможностей, характера, происхождения из той или иной социальной или этнокультурной среды. 

Стандарт педагога-психолога

 Не так давно введённая в общеобразовательных школах должность педагога-психолога также подпала под действие соответствующих профессиональных стандартов. Согласно стандарту педагог-психолог должен осуществлять сопровождение всего образовательного процесса как в учреждениях общего, так и профессионального образования. При этом он должен уметь, опираясь на современные методики оценки, производить мониторинг всего образовательного процесса. По итогам мониторинга, в случае необходимости, осуществлять консультирование педагогов относительно метода использования применяемых ими средств и методов обучения и воспитания. 

Что касается непосредственно учащихся, то данный специалист должен уметь оказывать психологическую помощь любому ученику, нуждающемуся в ней, будь это ученик с отклонениями в физическом, психическом развитии или же испытывающий проблемы в усвоении образовательной программы либо в построении взаимоотношений со своими сверстниками. Однако на этом круг обязанностей преподавателя-психолога вовсе не ограничивается. Согласно положениям профстандарта он должен уметь работать и с несовершеннолетними преступниками, в том числе и обвиняемыми в деяниях, подпадающих под действие уголовного кодекса. Равно психолог должен уметь выстраивать отношения и с несовершеннолетними жертвами преступлений как со стороны сверстников, так и со стороны взрослых - в частности, он должен уметь вовремя распознать внутренний психологический кризис, вызванный либо тяжёлой семейной ситуацией, либо неблагополучными отношениями с другими детьми. 

Читайте также: Должностная инструкция педагога-психолога на основе Профессионального стандарта


Стандарт директора школы 

Особенно хочется остановиться на профстандарте директора образовательного учреждения. К лету 2016 года профстандарт руководителя образовательного учреждения не принят, несмотря на то, что его разработка идёт с 2013 года. Ввести этот норматив планировалось ещё в 2015 г., но к настоящему моменту он так и не введён. Связано это с тем, что единый стандарт для руководителя в сфере образования вряд ли возможно выработать. Слишком разные компетенции и трудовые обязанности у таких руководителей, как директор детского сада и ректор университета с десятком факультетов и филиалов. В данный момент идёт доработка нормативов, а окончательное принятие стандарта директора образовательной организации ожидается к концу 2016 года. Таким образом, к концу текущего года должны быть полностью заполнены все пробелы в педагогических стандартах, и весь спектр сотрудников, трудящихся в этой сфере будет охвачен действием новейших нормативов. Ещё раз напоминаем, что введение новых стандартов назначено на 01.01.2017 года.

Источник: http://www.menobr.ru/article/60383-qqq-16-m9-professionalnyy-standart-pedagoga?utm_source=letternews&ustp=F&utm_medium=letter&utm_campaign=letternews_menobr.ru_newsdaily_05092016


Январский педсовет

На январском педагогическом совете подводили итоги первого полугодия и обсуждали вопросы охраны и укрепления здоровья воспитанников.

В своем выступлении старший воспитатель Бородина Е.В. подвела итоги полугодия. Подробнее...

Педагогический совет №5

Педагогический совет № 5 «Современные технологии речевого развития детей в условиях реализации ФГОС ДО» состоялся 16 марта 2021 г. Подробнее...         

                               

Лэпбук по развитию речи

Лэпбук "Волшебная страна" предназначен для организации интересной деятельности по развитию речи дошкольников. Лэпбук развивает связную речь, память, внимание, а также учит составлять предложения, подбирать правильные прилагательные к словам. Подробнее...

Акция "Птичья столовая"

В детском саду "Малыш" с декабря 2020 по январь 2021 была проведена ежегодная акция "Птичья столовая». 

Положение о проведении акции.

Педагогический совет №4

Заседание педагогического совета «Итоги работы за первое полугодие 2020-2021 учебного года». Подробнее...

 

 МБДОУ детский сад

"М А Л Ы Ш"

 

 Портфолио Бородиной Е.В.

 

ИГРЫ

 

 Игры своими руками

 

ИГРЫ

 

счетчик посещений