Вопрос-ответ

Рубрика "Вопрос-ответ"

Вопрос Чем отличаются понятия «часть ООП ДО, формируемая участниками образовательных отношений» и «дополнительные общеобразовательные программы»

Ответ ВАЖНО! Не путайте понятия «часть ООП ДО, формируемая участниками образовательных отношений» и «дополнительные общеобразовательные программы»

Содержание части ООП ДО, формируемой участниками образовательных отношений, относится к основной деятельности ДОО. В ней должны быть представлены «выбранные и (или) разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и (или) культурных практиках (парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы» (пункт 2.9 Стандарта). Их реализация предусмотрена для всех детей, осваивающих ООП ДО.

Реализация дополнительных общеразвивающих программ не является основной целью деятельности ДОО (ст. 23 Закона № 273-ФЗ (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»)). Эти программы могут иметь различную направленность и реализовываться как для детей, так и для взрослых.


Вопрос Остается ли актуальным понятие "интегративные качества дошкольника" в связи с введением ФГОС ДО? 


Ответ Нет, понятие "интегративные качества дошкольника" не актуально в связи с введением ФГОС ДО. 

Обоснование На сегодняшний день ФГОС дошкольного образования предусматривает определение целевых ориентиров для воспитанников в младенческом и раннем возрасте и на этапе завершения дошкольного образования (п. 4.6).

Источник: https://www.menobr.ru/question/4272596367-qqess2-17-m3-aktualno-li-ponyatie-integrativnye-kachestva-doshkolnika-po-fgos-do

п.4.6. К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:

Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:

ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;

у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

4.7. Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.


Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155
Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
© Материал из Справочной системы «Образование».
Подробнее: http://vip.1obraz.ru/#/document/99/499057887/ZAP245U3GT/?of=copy-46dd17a99f


Вопрос Допустимо ли проведение мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения образовательной программы в условиях введения ФГОС ДО? 


Ответ В настоящий момент педагогические коллективы дошкольных образовательных организаций осуществляют свою деятельность в условиях перехода на федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС дошкольного образования, Стандарт). В связи с этим многие запланированные в начале учебного года мероприятия, в т.ч. мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения образовательной программы дошкольного образования, к концу года должны быть пересмотрены и скорректированы. 

Согласно п. 4.3 ФГОС дошкольного образования целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования, не подлежат непосредственной оценке, в т.ч. в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. 

Вместе с тем, в соответствии с п. 3.2.3 Стандарта при реализации образовательной программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). 

При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи). Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.

Источник: http://www.resobr.ru/question/1563709621-qqess1-15-m12-provedenie-monitoringa-dostijeniya-detmi-planiruemyh-rezultatov-osvoeniya-obrazovatelnoy?utm_source=letternews&ustp=F&utm_medium=letter&utm_campaign=letternews_resobr.ru_newsdaily_06092016


Вопрос Как составить индивидуальный образовательный маршрут ребенка? 


Ответ Одним из способов реализации задач индивидуализации и дифференциации образовательного процесса является разработка и внедрение индивидуальных образовательных маршрутов детей с ограниченными возможностями здоровья, особенными образовательными потребностями. 

Цель создания индивидуальных образовательных маршрутов – это обеспечение формирования и реализации образовательных потребностей детей на основе оптимизации и выбора образовательной, психологической и физической нагрузок. 

Движение ребенка может осуществляться по различным образовательным маршрутам (внешним – по округу или городу, и внутренним – внутри одной образовательной организации), которые реализуются одновременно или последовательно. Выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов: 

  • возрастом ребенка; 
  • состоянием здоровья ребенка; 
  • уровнем его готовности к освоению образовательной программы; 
  • возможностью раннего выявления проблем в развитии ребенка и своевременного обращения к специалистам; особенностями, интересами и потребностями ребенка и его семьи в достижении необходимого образовательного результата; 
  • профессионализм специалистов образовательных организаций;
  •  возможностями образовательной организации удовлетворить специальные и особые образовательные потребности ребенка; 
  • возможностями материально-технической базы образовательной организации; 
  • возможностью и желанием семьи обучаться у специалистов и продолжить занятия со своим ребенком дома; наличием в регионе, где проживает семья, коррекционных специальных и других образовательных организаций.

Структура проектирования индивидуального образовательного маршрута включает следующие этапы: 

  • комплексная психолого-медико-педагогическая диагностика детей с ограниченными возможностями здоровья, особыми образовательными потребностями с целью определения актуального уровня развития и их потенциальных возможностей; 

Внимание Эту работу в системе образования выполняют Психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК), работающие в составе образовательных организаций для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ПМС – центры), или самостоятельно. По результатам обследования даются рекомендации по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания (внешние или внутренние образовательные маршруты). При согласии родителей (законных представителей) с заключением и рекомендациями ПМПК им может быть выдано на руки заключение ПМПК с рекомендациями. Заключение ПМПК предоставляется родителями (законными представителями) в комиссию по комплектованию, которая знакомится с заключением ПМПК и выдает родителям варианты образовательных организаций, структурных подразделений с соответствующим профилем. 

  • постановка образовательной цели (индивидуальный выбор цели); 
  • выбор вариантов реализации поставленной цели; 
  • оформление листа индивидуального образовательного маршрута (внешнего и внутреннего);
  • моделирование индивидуально ориентированных и коррекционно-развивающих программ на основе использования существующих программ и гибких технологий, учитывающих особенности психофизического развития детей данных категорий; 
  • осознание и соотнесение специалистами и семьей индивидуальных потребностей и возможностей с внешними требованиями. 

При составлении индивидуального образовательного маршрута необходимо довести до родителей (законных представителей) следующую информацию: 

  • о предельно допустимых нормах образовательной нагрузки; 
  • основных образовательных программах; 
  • дополнительных коррекционно-развивающих программах; 
  • содержании психолого-педагогической коррекции;
  •  возможности и правилах внесения изменений в индивидуальный образовательный маршрут.

Реализация индивидуальных образовательных маршрутов обеспечивается выбором или созданием индивидуально-ориентированных образовательных программ, которые в соответствии с заданной функцией должны обладать следующими характеристиками: 

  • обеспечение реализации права ребенка и его родителей (законных представителей) на выбор темпов достижения личностно-значимого результата по направлениям деятельности; 
  • наличие "индивидуальной составляющей", отражающей развитие индивидуальных особенностей детей.

Внешние индивидуальные образовательные маршруты могут составляться в рамках образовательного пространства округа или города. Внутренние индивидуальные образовательные маршруты могут составляться консилиумом образовательной организации (или специалистами структурных подразделений ДОО) при наличии в составе организации разных форм дошкольного образования и\или групп кратковременного пребывания, возможности оказания дополнительных услуг.

 Примерная модель продвижения в учреждении ребенка с ограниченными возможностями может быть следующей: Служба ранней помощи – лекотека – группа кратковременного пребывания "Особый ребенок" – группа для детей со сложным дефектом – массовые (инклюзивные) группы – школа. Данная модель позволит ребенку влиться в среду здоровых сверстников.

Источник: http://www.resobr.ru/question/3309879805-qqess1-15-m12-individualnyy-obrazovatelnyy-marshrut-rebenka


Вопрос Какое участие принимает воспитатель в проведении закаливающих процедур в ДОО? 


Ответ В соответствии с методическими рекомендациями по закаливанию детей в дошкольных учреждениях № 11-49/6-29 от 16.06.1980, утв. начальником Главного управления лечебно-профилактической помощи детям и матерям, воспитатель принимает непосредственное участие в проведении закаливающих процедур совместно с врачом, медицинской сестрой и другими педагогами дошкольной образовательной организации. 

Так, руководствуясь назначениями врача, воспитатели осуществляют весь комплекс мероприятий по закаливанию воспитанников в своей группе. Помощь им в этом оказывает помощник воспитателя. 

Кроме того, воспитатели продумывают организацию детского коллектива и взрослых при проведении закаливающих процедур, следят за самочувствием детей, соответствием их одежды температуре воздуха групповой комнаты и улицы, а также ведут учет проведения специальных закаливающих процедур, отмечая в табеле, кто из детей их получил и в какой дозировке. Особое внимание воспитатель уделяет воспитанникам, которые по какой-либо причине, в том числе по болезни, определенное время не посещали ДОО. С учетом медицинских показаний закаливающие процедуры с такими детьми могут вновь проводиться, начиная с небольшой дозировки. 

Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Учитывая это, задача педагогов состоит в том, чтобы способствовать становлению у детей ценностей здорового образа жизни, овладению его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.), формированию положительного отношения к закаливающим процедурам. Что входит в содержание физического развития, одного из направлений развития и образования детей в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утв. Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155.

Источник: http://www.resobr.ru/question/2087643741-qqess1-15-m12-uchastie-vospitatelya-v-provedenii-zakalivayushchih-protsedur?from=contentblock_qa


Вопрос Что такое тематический контроль в дошкольном образовательном учреждении?


 

Ответ Главным предметом тематического контроля в дошкольном образовательном учреждении (далее – ДОУ) является определение наличия системы непосредственно образовательной деятельности и других воспитательных мероприятий, направленных на реализацию основной общеобразовательной программы, воспитания и развитие детей. Содержанием тематического контроля является изучение состояния воспитательно-образовательной работы с детьми по данной проблеме. 

Определяя тематику контроля, необходимо, прежде всего, учесть основные направления работы ДОУ в текущем учебном году и сформулировать в соответствии с этим цели тематических проверок. Например, если педагоги поставили перед собой задачу снижения заболеваемости детей путем внедрения здоровьесберегающих технологий, целью тематического контроля должно стать выявление результативности этой работы и определение степени овладения педагогами технологией сохранения здоровья детей. 

Тематику контроля могут определить результаты оперативного контроля. Если в результате этого были выявлены определенные недостатки (например, у детей отмечаются слабые культурно-гигиенические навыки в процессе еды), целью тематической проверки может быть выполнение программы по этому вопросу. В процессе проверки будет проанализирована система педагогических воздействий, направленная на формирование навыков самообслуживания, уровень педагогического мастерства воспитателя и т.д., что поможет определить причины отсутствия у детей устойчивых навыков и наметить систему оказания помощи педагогам для дальнейшего совершенствования работы. 

Тематическая проверка также может быть посвящена изучению внедрения материалов семинара, проведенного в ДОУ, внедрению педагогами передового педагогического опыта или новых педагогических технологий и т.д. Формулировка цели тематической проверки должна быть достаточно конкретной и отражать суть проблемы: например, изучая состояние работы по изобразительной деятельности и конкретно одного из ее разделов, цель тематической проверки может быть достаточно простой – выполнение программы по рисованию. Она может быть и несколько сужена: выполнение программы по декоративному рисованию. Когда педагогический коллектив способен добиться реализации программы на достаточно высоком уровне, цель проверки также отражает более глубокие аспекты проблемы. Исходя из цели, отбирается содержание, т.е. что должны знать или уметь дети и что должен проанализировать старший воспитатель в ходе проверки, например: формы организации двигательной деятельности, методика их проведения, двигательная активность в организованной и самостоятельной деятельности, отношение детей и родителей (законных представителей) к этой деятельности и т.д. Содержание определяет формы организации детской деятельности, через которые можно увидеть содержание, реализующее поставленную цель. 6 августа 2012.

Источник: http://www.resobr.ru/question/103948539-qqess1-15-m12-tematicheskiy-kontrol-v-dou?from=contentblock_qa


Вопрос. Программа дошкольного образования определяется в тексте ФГОС как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности и в ее структуре не предусмотрены курсы, дисциплины, предметы и рабочая программа. Как в этом случае должно быть обеспечено соответствие статье 48, ФЗ-273, согласно которой педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины в соответствии с утвержденной рабочей программой? Ответ здесь.


Ответ. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ) устанавливает общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования. Статья 48 устанавливает общую обязанность всех педагогических работников (в том числе, воспитателей, учителей, тьютеров и т.д.) осуществлять педагогическую деятельность, которая включает в себя в зависимости от занимаемой должности учебную (преподавательскую), воспитательную работу, индивидуальную работу с обучающимися, научную, творческую и исследовательскую работу, а также другую педагогическую работу, предусмотренную трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, - методическую, подготовительную, организационную, диагностическую, работу по ведению мониторинга, работу, предусмотренную планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися (ч. 6 ст. 47 Закона № 273-ФЗ), на высоком профессиональном уровне.

Профессиональный уровень педагогических работников подтверждается аттестацией на соответствие занимаемой должности, высокий профессиональный уровень - аттестацией педагогических работников в целях установления квалификационной категории.

Конкретные должностные обязанности педагога определяются на локальном уровне самой образовательной организацией при заключении или изменении условий трудового договора на основе Единого квалификационного справочника, в котором перечень должностных обязанностей сформулирован очень широко (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. № 761н).
Что касается обеспечения реализации в полном объёме преподаваемых учебных предметов, курсов, дисциплин в соответствии с утверждённой рабочей программой, то в данном случае необходимо учитывать специфику деятельности педагогических работников ДОУ. 

Рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин входят в содержательный раздел основной образовательной программы, реализуемой на уровне начального общего, основного общего, среднего общего образования. ФГОС ДО не содержит требований к составлению рабочих программ, учебных планов, календарных учебных графиков, то есть в дошкольных учреждениях возможно их не разрабатывать. В настоящее время методические рекомендации по этому вопросу, в том числе, авторов примерных программ, отсутствуют. 

Вместе с тем, педагогические работники ДОУ также ответственны за реализацию в полном объеме основной образовательной программы дошкольного образования, которая самостоятельно разрабатывается и утверждается организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования (ч. 6 ст. 12 Закона № 73-ФЗ).
Таким образом, соответствие указанной статье 48 Закона № 273-ФЗ в отношении педагогических работников ДОУ обеспечивается посредством осуществления ими своей педагогической деятельности в соответствии со своими должностными инструкциями на профессиональном уровне, подтвержденном аттестацией работника.  Кроме того, соответствующая оценка  может быть сделана при независимой оценке качества образовательной деятельности.

Источник: https://sites.google.com/site/otdeldoskolnogoobrazovaniarh/vopros-otvet


Вопрос. Отличие содержания раздела «Коррекционная работа» в ООП ДО от адаптированной образовательной программы. Разъяснение здесь

Вопрос. Какие программы рекомендуется использовать в работе с детьми с задержкой психического развития с учетом ФГОС ДО? Ответ здесь

Источник: https://sites.google.com/site/otdeldoskolnogoobrazovaniarh/vopros-otvet


Вопрос. В Правилах размещения на официальном сайте ОО (Постановление от 10.07.2014) указывается перечень обязательной информации. Насколько обязательной для дошкольной образовательной организации является размещение информации об учебном плане, об учебном календарном графике, об аннотации к рабочим программам, если эти документы не предусмотрены ФГОС и образовательной программой? Ответ здесь 

Вопрос. Каким образом определяется нормативный срок обучения по программам дошкольного образования? Ответ здесь

Источник: https://sites.google.com/site/otdeldoskolnogoobrazovaniarh/vopros-otvet


Вопрос. Разъясните, пожалуйста, противоречие. В Порядке проведения аттестации педагогических работников (от 07.04.2014) определено, что квалификационная категория устанавливается на основе стабильных положительных результатов (достижения положительной динамики) освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией. Однако, во ФГОС дошкольного образования указано, что требования к результатам представлены в виде целевых ориентиров (п.4.1.), которые не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая аттестацию педагогических кадров (п.4.5.). Ответ здесь

Источник: https://sites.google.com/site/otdeldoskolnogoobrazovaniarh/vopros-otvet


Вопрос 

Детский сад посещает ребенок с диагнозом "эпилепсия". При поступлении в ДОУ диагноза не было, хотя поведенческие отклонения наблюдались. Сейчас ребенку 5 лет, в карточке появилась запись с диагнозом, участились проявления агрессивности. Родители других детей обеспокоены поведением агрессивного ребенка в детском саду. Что можно сделать в данной ситуации? 

Ответ 

Если агрессивный ребенок находится в детском саду, его целесообразно направить на обследование в ПМПК для установления необходимости создания специальных условий для дальнейшего обучения. Для этого нужно получить согласие родителей.

Источник: https://www.resobr.ru/question/4272596791-qqess2-17-m4-agressivnyj-rebenok-v-detskom-sadu-chto-delat?utm_source=letternews&ustp=F&utm_medium=letter&utm_campaign=letternews_resobr.ru_newsdaily_10102017





Январский педсовет

На январском педагогическом совете подводили итоги первого полугодия и обсуждали вопросы охраны и укрепления здоровья воспитанников.

В своем выступлении старший воспитатель Бородина Е.В. подвела итоги полугодия. Подробнее...

Педагогический совет №5

Педагогический совет № 5 «Современные технологии речевого развития детей в условиях реализации ФГОС ДО» состоялся 16 марта 2021 г. Подробнее...         

                               

Лэпбук по развитию речи

Лэпбук "Волшебная страна" предназначен для организации интересной деятельности по развитию речи дошкольников. Лэпбук развивает связную речь, память, внимание, а также учит составлять предложения, подбирать правильные прилагательные к словам. Подробнее...

Акция "Птичья столовая"

В детском саду "Малыш" с декабря 2020 по январь 2021 была проведена ежегодная акция "Птичья столовая». 

Положение о проведении акции.

Педагогический совет №4

Заседание педагогического совета «Итоги работы за первое полугодие 2020-2021 учебного года». Подробнее...

 

 МБДОУ детский сад

"М А Л Ы Ш"

 

 Портфолио Бородиной Е.В.

 

ИГРЫ

 

 Игры своими руками

 

ИГРЫ

 

счетчик посещений